
| |
Вклад Института
в отечественное судостроение
По значимости кораблестроительных проблем, решение
которых невозможно без использования научно-технического потенциала
института, роль института в отечественном судостроении является определяющей:
без использования тех или иных разработок института практически невозможно
построить ни одно судно, ни один корабль, ни другую сложную морскую
технику, провести "прогнозные" исследования, определить наиболее перспективные
пути развития отечественного и мирового судо- и кораблестроения.
Начав
с практических результатов по разработке теоретического чертежа броненосцев
типа "Ослябя" и проектирования первой отечественной подводной лодки
"Дельфин" (общее руководство работами осуществлял старший помощник
Заведующего Опытовым бассейном И.Г.Бубнов) Институт на протяжении
своего более чем векового существования являлся головной и ведущей
научно-исследовательской организацией судостроительной отрасли страны,
обеспечивающей решение принципиальных технических проблем и задач
при проектировании и постройке кораблей ВМФ, судов гражданского флота
и средств океанотехники, в том числе принципиально новых для отечественного
флота кораблей - авианесущих, крупных кораблей с
динамическими принципами поддержания, кораблей с ранее нетрадиционной
энергетикой (ГТУ, ЯЭУ), в числе которых и первая отечественная атомная
подводная лодка (пр. 627), проект которой начал разрабатываться под
руководством начальника одного из ведущих проектных отделов, а затем
заместителя директора Института по научной работе В.Н.Перегудова в
его стенах.
При прямом и непосредственном использовании интеллектуального
потенциала Института к началу 90-х годов в нашей стране было обеспечено
создание первоклассного военно-морского флота и одного из крупнейших
торгового и промыслового флотов мира.
Только за вторую половину XX века Институтом:
- проведены испытания более 12 тысяч моделей кораблей, судов, средств
океанотехники и других плавучих объектов;
- спроектированы порядка 9,5 тысяч гребных винтов и других движителей;
- выполнены прочностные и вибрационные испытания около 20 тысяч
полунатурных и натурных корпусных конструкций;
- осуществлена техническая и эксплуатационно-экономическая экспертиза
более 2 тысяч проектов, разрабатывавшихся конструкторскими бюро
отрасли, в т.ч. около 230 проектов подводных лодок;
- разработаны мероприятия и технические средства для обесшумливания ПЛ и НК;
- разработаны системы размагничивания для всех ПЛ и НК;
- обеспечено решение вопросов ядерной и радиационной безопасности кораблей с ЯЭУ;
- филиалом института ЦКБ "Балтсудопроект" разработано около 170 пролектов, по которым
построено 2600 судов различных типов общим водоизмещением свыше 11 млн. тонн, создан
банк стандартов военного и гражданского судостроения (филиал института НИИ "Лот").
Выполненные
Институтом исследования позволили
- повысить боевую эффективность,
скрытность, скорость и глубину погружения подводных лодок;
- улучшить защиту надводных кораблей
от современных средств обнаружения и поражения;
- повысить топливную экономичность
создаваемых кораблей и судов;
-снизить их металлоемкость, улучшить
их мореходность и ходкость, сделать их эксплуатацию более безопасной.
Большой вклад внесен и в создание морского оружия,
в частности, атомного. Благодаря работам Института оказалось возможным
уверенное проектирование кораблей и судов, опыт создания которых в
стране (а в ряде случаев и в мире) отсутствовал. К
их числу относятся, в частности, подводные лодки с крылатыми ракетами
оперативного назначения, авианесущие корабли, крупные надводные корабли
с ракетным вооружением, крупные десантные корабли на воздушной подушке,
корабли обеспечения космических полетов, мощнейшие атомные ледоколы,
сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, экологически чистые танкеры,
суда смешанного ("река-море") плавания, большие рыбоморозильные траулеры,
суда для поиска и разведки месторождений твердых полезных ископаемых
в океане, самоподъемные и полупогружные буровые установки.
Филиал
института ЦКБ "Балтсудопроект" является одной из старейших
проектных организаций судостроительного профиля в России, по проектам
которой построено более 2600 военных и гражданских кораблей и судов
суммарным водоизмещением около 12 млн.т. В число 160 реализованных
проектов входят уникальные корабли космической службы "Космонавт Юрий
Гагарин" и "Маршал Неделин", первый в мире ледокольно-транспортный
лихтеровоз с атомной силовой установкой "Севморпуть", танкеры типа
"Крым" дедвейтом 150 тыс.т, экологически безопасные танкеры типа "Победа"
дедвейтом 68 тыс.т, океанские спасатели типа "Ягуар" и другие. 
Филиал Института НИИ "Лот" является головной
организацией в судостроении по стандартизации, сертификации и метрологии.
Им создан российский фонд нормативных документов (более 3000 ед.),
обеспечивающий проектирование, постройку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию
кораблей, судов и новых образцов судового комплектующего оборудования,
а также фонд международных, европейских и национальных стандартов
мировых судостроительных держав, включающий 280 стандартов и 150 проектов
технических комитетов Международной организации по стандартизации
и Международного комитета по электротехнике, 50 европейских стандартов,
300 стандартов Японии, 150 стандартов США.
|
|