![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Перевод большей части Научно-исследовательского института судостроения и судовых стандартов, именовавшегося тогда НИИ-4 (ранее НИСС), в НИИ-45; преобразование института в центральный — ЦНИИ-45. ![]() ![]() Начало проектирования первых отечественных авианосцев (пр.71). ЦНИИ-45 первая и единственная на данный момент организация Народного комиссариата судостроительной промышленности занимающаяся этой проблемой. Кроме этого, институт занимается разработкой и созданием корабельных катапульт для самолетов. В
Участие сотрудников Института в Великой Отечественной войне: на фронтах и флотах в составе боевых частей и в обороне Ленинграда. Научно-исследовательские подразделения Института обеспечивают ремонт и восстановление боевых кораблей, обеспечивают нужды флотов, устраняют конструктивные недостатки кораблей и боевой техники. Разрабатывают рекомендации по улучшению ТТЭ и ТТХ. Интенсивно изучается и обобщается боевой опыт, трофейная и "ленд-лизовская" техника, осуществляется проектирование кораблей, ранее не предусматривавшихся довоенными программами. Продолжаются фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Ведутся проектные исследования, направленные на создание послевоенного флота. Из почти 500 сотрудников Института, непризванных в армию, около 400 человек было эвакуировано в г. Казань. В блокированном Ленинграде осталось около 150 человек. Они и составили ленинградское отделение Института. В их задачу входило сохранение экспериментальной базы Новой Голландии и на территории Судбасстороя, оказание технической помощи судостроительным заводам и содействие флоту и фронту. В частности, на базе лабораторий Института была развернута мастерская по ремонту двигателей бригады торпедных катеров, отремонтировавшая 96 моторов. Специалисты Института участвовали в ремонте и восстановлении боевых кораблей КБФ, находившихся в Кронштадте и в Ленинграде. Одновременно обобщался боевой опыт повреждений. В 1942 г. была выполнена большая работа по разработке специальных ледовых гребных винтов. Директор Института В.И.Першин под легендой преподавателя ЛКИ с группой специалистов НКСП был направлен в США для изучения опыта военного и гражданского судостроения. Начиная с 1943 г., Институт обеспечивал освоение "ленд-лизовской" техники, поступавшей из США и Великобритании. Группа во главе с Г.И.Зотиковым завершила предэскизную проработку первого образца корабельной ГТУ. В сентябре, не смотря на все трудности, была введена в эксплуатацию кавитационная труба, а затем и опытовый бассейн. В период блокады от голода, артобстрелов и бомбежек погибло более 60 сотрудников. Казанская группа Института в основном занималась фундаментальными и поисковыми научно-исследовательскими работами. В частности, в 1942 г. Ю.А.Шиманский и В.Ф.Безукладов разработали проект технических условий на расчет прочности конструкций судового корпуса. Ю.В.Кривцов в Малом бассейне КБ в г. Горьком организовал испытания масштабных серий моделей кораблей. Продолжались исследования по проблеме взаимодействия между гребными винтами и корпусом корабля самой сложной из проблем ходкости, по приобретавшей все более серьезное значение проблеме вибрации и решение ряда практических задач по повышению скрытности подводных лодок (в частности, борьба с искрением выхлопа дизелей) и т.д. В 1943 г. сотрудники Казанской группы провели в Каспийском море успешные натурные испытания опытной установки активных успокоителей качки.
Завершение создания основного комплекса бассейнов и других экспериментальных установок на Средней Рогатке. Развитие, в дополнение к работам по гидродинамике водоизмещающих кораблей и судов, строительной механике и энергетическим установкам, работающим на углеводородном топливе, исследований в области атомной энергетики, защиты кораблей от атомного оружия, размагничивания, корабельной акустики, гидроаэродинамики, автоматики, теории проектирования судов, информатики, а также скоростных судов на подводных крыльях, воздушной подушке и экранопланов.
Начало разработки проекта 627 - первой отечественной атомной подводной лодки, под руководством начальника 15 отдела, а затем заместителя директора института по научной работе В.Н.Перегудова. К середине 60х годов институтом заложена прочная основа для дальнейшего совершенствования всех основных характеристик подводных и надводных боевых кораблей, а также судов гражданского назначения.
![]()
Выделение из института подразделений, занимавшихся автоматикой и электротехникой, организация на их базе центральных научно-исследовательских институтов корабельной автоматики и судовой электротехники (ныне ЦНИИ "Аврора" и ЦНИИ "СЭТ"). Директором института назначается А.И.Вознесенский.
Активное участие Института в проектировании первого отечественного
авианосного корабля с самолетами ВВП (ЯК-38М) Организация филиалов института в Севастополе и в Чкаловске под Горьким, а также лабораторий в Приморске и Сухуми для проведения натурных и полунатурных исследований.
Активное участие Института в создании океанского ракетно-ядерного ВМФ, мощного торгового и промыслового флота. Всестороннее обеспечение Институтом создания морской стратегической ядерной системы страны, авианосных кораблей, первых отечественных атомных надводных кораблей, самых крупных в мире кораблей с динамическими принципами поддержания и т.д. В 1975 г. директором института назначается Г.А.Матвеев.
Одним из важнейших достижений Института в этот период
является разработка комплекса мероприятий по повышению скрытности подводных
лодок, в результате внедрения которых последние отечественные подводные
лодки Участие в разработке практически всех строящихся в стране надводных кораблей, в том числе таких, как тяжелые атомные ракетные крейсеры пр. 1144, крупнейшие в мире корабли на воздушной подушке пр. 1239 и 12322, боевые экранопланы пр. 903,904 и др., самые крупные в мире и скоростные корабли на автоматически управляемых подводных крыльях пр. 1141 и 1145.
Ввод в эксплуатацию специально построенного для института
большого (водоизмещением ![]()
Выполняется комплекс работ по дальнейшему совершенствованию находящихся в строительстве серийных кораблей и подводных лодок 3 поколения и последующей их модернизации в процессе заводских ремонтов. Активное участие Института в создании первого
отечественного авианосца пр. 1143.5. ![]()
Придание институту статуса Государственного научного центра Российской Федерации. Включение в состав института Центрального конструкторского бюро "Балтсудопроект" и Центрального научно-исследовательского института стандартизации и сертификации "Лот". Институт становится научно-исследовательской и проектной организацией судостроения, способной решать любые задачи проектного уровня.
Приоритетным направлением работ для Института остается деятельность для отечественного ВМФ. Институт выполняет работы в обеспечение всех без исключения проектов надводных кораблей и подводных лодок: разрабатывающихся, закладывающихся, сдающихся, находящихся в постройке. Все более значимыми становятся для Института работы для нефтегазового комплекса. Это научные исследования, проектные и опытно-конструкторские проработки в области океанотехники, направленные на создание перспективных морских платформ, а также ледостойких морских сооружений, платформ, терминалов и специализированных морских транспортно-технологических систем. Институт активно предлагает свои услуги для городского хозяйства Санкт-Петербурга (система управления производительностью водопроводных насосных станций, уникальная многофункциональная акустоэмиссионная система (МАЭС) которая позволяет выявлять дефекты как в работающих конструкциях, так и на стадии их изготовления). В июне 2000 г. Институт заключает договор об установлении шефских связей и техническом сотрудничестве между коллективом ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и экипажем гвардейской атомной подводной лодки "Гепард" (пр. 971). Самой значимой работой 2001 г. стало научно-техническое сопровождение операции подъема АПЛ "Курск". В том же году Институт получил сертификата соответствия и аккредитация его лабораторий Deutschen Akkreditierungs Pat (Немецкая система аккредитации в области испытаний). В 2002 г Институт становится победителем конкурса на соискание премии Санкт-Петербурга по качеству в номинации «Промышленные организации». Основой деятельности института все более и более становится инновационный подход (исследования - ноу-хау - проекты - конечный продукт), когда продается не «интеллектуальное сырье», а в технологической цепочке и в кооперации с заводами-изготовителями высокоэффективные гребные винты для крупнотоннажных судов, резиновые армированные акустические покрытия для шумопоглощения и шумозаглушения, радиопоглощающие покрытия, радиоэлектронную аппаратуру и приборы с использованием высоких технологий в кооперации со специализированными производствами или на собственной базе и т. д. Институт является коллективным членом наиболее авторитетных международных организаций в области судостроения, участником практически всех крупнейших международных выставок, конференций, симпозиумов. Портфель заказов института составляют контракты и договора по гражданской и военной тематике с отечественными (Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство обороны РФ, предприятия судостроения, «Росшельф», «Севморнефтегаз», «Лукойл» и др.) и иностранными («Эксон», «Сахалинэнер-джи», «Браун & Рут», «Мосс Маритайм А.С.», «АББ "Азипод"», «Регистр Ллойда», «Сайпем» и др.) заказчиками. Итогом работы на внешнем рынке стали более 450 контрактов, выполненных за период с 1991 г. с фирмами Великобритании, Германии, Италии, Индии, Канады, Китая, Норвегии, Республики Корея, США, Франции и других стран. В последнее время институтом осуществлялось общее руководство работами по разработке Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу. С участием 70 предприятий судостроения и других отраслей промышленности институтом разработана Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.»
|
|