
| |
 |
Отделение гидродинамики
объектов морской техники
|
 |
Начальник отделения
член-корр РАН
А.В. ПУСТОШНЫЙ
|
Отделение занимается вопросами ходкости кораблей
и судов, гидродинамики подводных кораблей и торпед, проблемами
гидродинамики и гидроакустики движителей, задачами динамики
и управляемости подводных и надводных кораблей.
Отделение было создано на базе лаборатории, образованной
вместе с первым в России Опытовым бассейном в 1894 г.
На протяжении 100-летней истории отделения накоплен
уникальный объем данных по результатам испытаний – более 11000
моделей корпусов и более 6000 моделей винтов. Опыт, накопленный
в области военного кораблестроения, позволяет отделению успешно
решать технические проблемы, связанные с увеличением скоростей
транспортных судов, в частности, контейнеровозов, скоростных
паромов. Большое внимание уделяется отработке формы корпуса
традиционных транспортных судов, что позволяет обеспечить достижение
наилучших экономических характеристик. В отделении сформировались
научные школы кавитационных течений и гидроакустики движителей.
Значительное место в работах отделения занимают исследования
пограничного слоя. Отделением разработаны методологии и технические
средства обеспечения управляемости кораблей и судов всех типов
и мореходности подводных лодок, быстроходных судов и аппаратов.
Основателем отделения с полным правом можно считать
академика А.Н.Крылова. Серьезный вклад в развитие отделения
внесли такие ученые как профессора: И.А.Титов, Г.А.Фирсов, А.И.Вознесенский,
А.А.Русецкий, А.Д.Перник, А.Н.Иванов, Г.Н.Иванов, И.Я.Миниович,
И.Т.Егоров, доктора наук А.В.Пономарев, А.А.Бутузов, Б.А.Бискуп,
В.К.Дьяченко.
В настоящее время в отделении работают 10 докторов
наук и 60 кандидатов технических наук.
В последние годы отделением разработаны:
Отделение
владеет know-how в области ходкости и проектирования движителей
всех типов. Результаты теоретических и экспериментальных исследований
отделения обеспечили создание движителей, обладающих высокими
пропульсивными и акустическими характеристиками. Разработанные
отделением движители были внедрены на всех проектах кораблей,
подводных лодок, подводных аппаратов и торпед, реализованных в
России во второй половине ХХ века.
Одно из важных мест в работе отделения занимают водометные движители,
в том числе – вентилируемые водометные движители, которые были
удостоены серебряных медалей Брюссельской выставки "Эврика-96"
и успешно внедрены на серии быстроходных судов типа "Серна".
В качестве примера можно привести вентилируемый водометный движитель,
опытные образцы которого были изготовлены, прошли натурную проверку.
В результате работ был спроектирован вентилируемый водометный
движитель (проект "Скорпион" постройки Рыбинского судостроительного
завода). Для данного типа движителя был проведен полный цикл исследований,
включая стендовые тесты, испытания в кавитационной трубе, самоходные
испытания в глубоководном и кавитационном бассейнах.
На
основе работ отделения обеспечены управляемость кораблей и судов
всех типов, созданных в нашей стране за последние десятилетия.
|

Схема подъема АПК
"Курск"
|
Выполнен комплекс экспериментально - расчетных исследований
по динамике и гидродинамике в обеспечение разработки проекта
подъема и транспортировки АПК "Курск".
|
Решены
практические вопросы динамики быстроходных судов в эксплуатационных
режимах, созданы математические модели и лабораторные
тренажеры; результаты разработок позволили обеспечить
на построенных и проектируемых кораблях безопасность движения
при высоких скоростях в условиях ветра и морского волнения
(корабли по проектам "Скорпион", "Мустанг", "Соболь" и
другие)
|
Отделение продолжает начавшееся в 1995 году сотрудничество
с фирмой АВВ по проектированию гребных винтов
для установки AZIPOD. За последний год
были разработаны гребные винты для
пассажирских судов, строящихся на верфи "Квернер Маса Ярдс" (Хельсинки);
разрабатывался ряд гребных винтов
для новой серии малогабаритных установок AZIPOD-COMPAQ, активно
продвигаемых АВВ в настоящее время на рынок движителей;
отделение провело ряд исследовательских
работ направленных на развитие соосного комплекса AZIPOD-винт
на валу. В частности, рассматривались проблемы нагрузок на лопастях
при работе установки AZIPOD в скошенном потоке и проблемы кавитации.
Разработан метод экстренного торможения
судна с помощью поворота гондолы движительного комплекса
типа "Азипод", обеспечивающий прочность гребного винта
и позволяющий существенно уменьшить выбег судна и время
торможения
|

Натурные колонки "Азипод"
|
Модель электрической колонки "Азипод"
|
Разработана принципиально новая методология
решения задач информационной поддержки личного состава
судна при авариях, связанных с затоплением отсеков, предложен
типоряд комплекса аппаратуры для определения параметров
посадки судна в условиях морского волнения для пассажирских,
грузовых, рыбопромысловых и других судов
|
Аппаратура для определения параметров
посадки судна в условиях волнения (осадка, крен, дифферент)
|
Проработаны вопросы гидродинамики и динамики
средств спасения экипажей и пассажиров морских судов и
буровых установок на основе использования шлюпок свободного
падения; разработки в части оптимизированных обводов и
конструктивных параметров шлюпок обеспечивают безопасность
приводнения, снижая ударные перегрузки при приводнении
на 15-20% и сокращая время выхода из опасной зоны на 20-30%
по сравнению с зарубежными аналогами; результаты внедрены
в ЗАО "Редан-КБ" и ЗАО "Пелла-Фиорд"; натурные испытания
первой построенной спасательной шлюпки полностью подтвердили
прогнозируемые институтом характеристики
|
Натурные испытания спасательной
шлюпки свободного падения
|
Проведены исследования
и разработана технология по осаждению радиоактивных загрязнений
из жидких радиоактивных отходов с последующей очисткой
воды до качества дистиллята
|
Схема очистки жидких сред от радиоактивных
загрязнений на основе применения высокомолекулярных флокулянтов
и полимерных мембран
|
Предложены
средства для снижения амплитуд вихревой вибрации натяжных
связей и райзеров, существенно увеличивающие их ресурс,
применительно к конструкциям платформ TLP и SPAR, эксплуатируемых
на Штокманском месторождении.
Сформулирован
новый подход к проектированию лопастей большой полноты,
позволяющий снизить виброактивность гребных винтов; установлен
ряд неизвестных ранее закономерностей формирования структуры
развитого пограничного слоя
Созданы принципиально
новые технические средства для экспериментального определения
в кавитационных трубах нестационарных сил, возникающих
на моделях движителей
Схема кавитационной трубы
Общий вид кавитационной трубы со
стороны рабочего участка
|
Опыт
отделения в области гидродинамики скоростных судов позволил
отработать компоновку крупнейших в мире судов на воздушной подушке
"Зубр", "Сивуч", натурные испытания которых подтвердили заложенные
в проект характеристики. Последнее время отделение работало
над созданием перспективных компоновочных схем скоростных судов
с высоким гидродинамическим качеством и мореходностью. В частности,
проведены разработки по оптимизации схем гибкого ограждения
амфибийных судов на воздушной подушке, повышающих их эффективность
на 25 30%, и предложены к внедрению, разработанные
нестандартные компоновочные схемы для судов на подводных крыльях.
В том числе, для катамаранов были разработаны несущие схемы
с укороченными стойками, которые позволяют увеличить полезную
весовую отдачу на 3 3,5% по сравнению с традиционными
судами на подводных крыльях. При этом мореходные качества не
ухудшаются, а КПД водометов повышается на 5 7%.
Предлагаемые проекты 1 
Предлагаемые проекты 2 
Отделение предлагает:
- Проведение теоретических и экспериментальных исследований
ходкости всех типов судов: надводных водоизмещающих кораблей,
транспортных, промысловых, морских, речных судов, судов смешанного
плавания, скоростных судов (скеговых и амфибийных судов на
воздушной подушке, судов на подводных крыльях, глиссеров,
скоростных катамаранов, многокорпусных судов, экранопланов);
- Прогнозирование и обеспечение ходовых качеств проектируемых
подводных объектов любого типа, включая выбор органов и способов
управления;
- Отработку оптимальных обводов корпусов вышеперечисленных
типов судов и объектов;
- Прогнозирование пропульсивных характеристик натурных судов
расчетными методами;
- Выполнение теоретических и экспериментальных исследований
в области гидродинамики гребных винтов, водометных движителей
и подруливающих устройств всех типов;
- Проектирование движителей всех типов с учетом требований
заказчиков с использованием в качестве исходных данных, как
результатов собственных исследований, так и данных, предоставляемых
заказчиком, в том числе малошумных движителей для подводных
лодок, торпед и подводных аппаратов;
- Отработку рулевых комплексов и законов ручного и автоматического
управления, обеспечивающих управляемость и безопасность движения
водоизмещающих и нетрадиционных быстроходных судов;
- Создание математических моделей, определяющих движение судов
любого типа как на тихой воде, так и в условиях ветра и волнения,
а также моделирование уникальных транспортных операций (проводку
крупногабаритных составов по ограниченному фарватеру, буксировку
в условиях ветра и волнения, швартовку и др.);
- Выполнение математического моделирования процессов динамического
позиционирования судов и морских сооружений в условиях ветра,
волнения и течения;
- Определение и изменение структуры ветрового потока с целью
обеспечения благоприятных условий взлета и посадки самолетов
и вертолетов, а также для решения экологических проблем;
- Разработку и проектирование средств проведения экспериментов
для гидродинамических центров, включая кавитационные трубы,
опытовые бассейны различного профиля и т.п.
- Обеспечение всех видов натурных испытаний кораблей и судов
силами специалистов института с необходимой аппаратурой.
Если у Вас возникли
вопросы по профилю отделения, или Вас интересует дополнительная
информация , напишите нам письмо
или заполните следующую форму:

|
|