На первую страницу

События

Анонсы

Архив

Об институте  

 Деятельность  
института  

Средства  
эксперимента  

Выставки и  
конференции  

Институт  
предлагает  
 
Фотогалерея  
Контакты  

Главная страница

Карта сайта


ЦКБ "Балтсудопроект" – ровесник отечественного транспортного флота
В.Н. Киреев, Н.Н. Родионов

Восьмидесятилетие со дня основания старейшего в судостроительной отрасли конструкторского бюро ЦКБ "Балтсудопроект" (с 1999 года – филиал ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова) попадает в ряд замечательных юбилеев нашего Отечества, отражающих историю судостроения страны и показывающих взаимосвязь производства, науки и проектирования в исторической последовательности их развития.

Это, прежде всего 300-летие нашего города – города Великого Петра, в истории которого морякам и корабелам отводится особое место.

Это 300-летие "Адмиралтейских верфей" – старейшего судостроительного предприятия страны.

Это 110 лет ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова – гордости отечественной корабле-строительной науки.

Ровесник отечественного транспортного флота ЦКБ "Балтсудопроект" начинает свое летоисчисление с сентября 1925 года. В это время было утверждено положение о Центральном бюро морского судостроения (ЦБМС). На бюро была возложена функция головной организации по созданию отечественного флота собственными силами.

У истоков создания ЦКБ стояли корабельные инженеры А.И. Маслов (первый директор ЦКБ), Я.А. Копержинский, Е.С. Толоцкий, К.И. Боханевич, инженер-механик П.И. Титов и два чертежника: М.А. Ловягин и В.М. Векслер. Уже в конце 1925 года в бюро работало более 100 конструкторов.

Анатолий Иосафович Маслов -
первый директор ЦКБ

Яков Александрович
Копержинский
 

В процессе своего развития бюро неоднократно проходило реорганизацию, расширялся круг выполняемых им задач, менялось наименование бюро и численность сотрудников.

В 1928 году ЦБМС было реорганизовано в Государственную контору по проектированию судов "Судопроект". На бюро дополнительно возлагались обязанности проведения научно-исследовательских работ, разработка технических условий и стандартов на судовое оборудование, а также оказание технической помощи судостроительным заводам.

В 1929 году в "Судопроект" с судостроительных заводов передали разработку рабочих чертежей и перевели конструкторов заводских технических бюро. Численность ЦКБ в это время выросла до 600 человек. В этом же году контора непродолжительное время называлась "Судопроверфь".

В 1934 году на "Судопроект" была возложена обязанность проектирования, наряду с гражданскими, вспомогательных судов ВМФ. С 1937 года "Судопроект" назывался Ленинградский проектный институт, а несколько позже получил наименование ЦКБ-32.

С 1941 года ЦКБ находилось в эвакуации вначале в Сталинградской области, а затем в г. Казани. В этом же году к нему было присоединено эвакуированное из Ленинграда ЦКБ-50.

В 1945 году ЦКБ возвратилось в Ленинград и уже к началу 50-х годов в нем были преодолены трудности, явившиеся следствием войны. Бюро получило пополнение молодыми кадрами и его численность выросла до 800 человек.

В 1966 году бюро получило новое наименование ЦКБ "Балтсудопроект". В 1969 году из ЦКБ "Айсберг" в наше бюро было передано бюро буксирных судов со своей номенклатурой. Численность сотрудников ЦКБ в 70-80 годах превышала 1400 человек.

В 1999 году ЦКБ "Балтсудопроект" вошло в состав ГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова на правах филиала. За время существования ЦКБ по 180 проектам было построено более 2600 судов и кораблей различного назначения суммарным водоизмещением более 11 млн. т. Уже в первые годы существования в бюро было разработано 19 проектов судов, в числе которых рейдовая шхуна для Азовского моря, почтово-пассажирские, наливные, сухогрузные суда и буксиры.

За 15 довоенных лет под руководством главных конструкторов Е.С. Толоцкого, К.И. Боханевича, Я.А. Копержинского, Л.М. Ногида в бюро было разработано около 100 проектов судов различных типов. Половина из них была реализована постройкой, что составило 440 судов суммарным водоизмещением 1,5 млн. т. Это были лесовозы, рудовозы, грузо-пассажирские, пассажирские, гидрографические суда, буксиры, доки. В бюро были спроектированы первые отечественные танкера и ледоколы.

Евгений Стефанович
Толоцкий
 

Константин Иустинович
Боханевич

Лев Маркович
Ногид

В предвоенные годы были разработаны проекты: сторожевого корабля типа "Ястреб" (главный конструктор Я.А. Копержинский) и тральщика (главный конструктор Л.М. Ногид). Постройка сторожевого корабля велась на Северной верфи, а тральщиков на Петрозаводской и Понтонной верфях. Кроме того, по проекту бюро на Дальнем Востоке велась постройка сетевых заградителей.

За время эвакуации в бюро разрабатывались проекты торпедных и других боевых катеров различного назначения – так называемого москитного флота, из которых по 9 проектам было построено 620 единиц, вошедших в состав многих флотилий и внесших достойный вклад в дело Победы. С возвращением из эвакуации бюро приступило к решению задачи проектирования новых судов морского флота.

Для пополнения вспомогательного флота ВМФ под руководством главных конструкторов К.И. Боханевича, П.И. Халимовича, Я.А. Копержинского, В.И. Могилевича, М.А. Ловягина и А.Л. Кошевого были созданы проекты плавбазы подводных лодок, водоналивных танкеров, кабельного и гидрографических судов, плав-мастерских, танкеров-раздатчиков, плавучих доков.

Петр Иосифович
Халимович

Со второй половины 50-х годов для ЦКБ начинается наиболее интенсивный период работы по проектированию судов нового поколения: танкеров, сухогрузов, научно-исследовательских и других типов судов. Первым разработанным в послевоенное время проектом морского транспортного судна был проект танкера типа "Казбек" дедвейтом 11430 т (главный конструктор П.И. Халимович). Танкер был первым в стране морским судном с цельносварным корпусом и с которого в стране началось создание отечественного судового комплектующего оборудования.

Суда строились вначале на Черноморском и Херсонском заводах, а затем на Ленинградском Адмиралтейском заводе. Всего было построено 70 танкеров, создавших ядро отечественного нефтеналивного флота.

Начиная с 1955 года бюро проектировало танкер типа "Пекин" дедвейтом 31000 т (главный конструктор П.И. Халимович, затем Н.Ф. Щукин). Подавляющая часть механизмов и комплектующего оборудования вновь создавалась промышленностью по заданиям ЦКБ. Проект отличался новизной технических решений и не уступал зарубежным аналогам того времени. Головной танкер "Пекин" был сдан заказчику Балтийским заводом в 1959 году. Всего по проекту было построено 7 танкеров.

Дмитрий Георгиевич
Соколов

В начале 60-х годов ЦКБ спроектировало танкер типа "София" дедвейтом 50570 т (главный конструктор Н.Ф. Щукин, затем Д.Г. Соколов). По этому проекту начиная с 1963 года на Балтийском заводе было построено 23 танкера двух модификаций.

В 60-х годах в бюро был спроектирован танкер типа "Великий Октябрь" дедвейтом 16300 т (главный конструктор Н.Л. Кузьмичев). Суда по этому проекту строились на Балтийском и Керченском заводах. В этот же период был разработан проект танкера для перевозки Каспийской высокопарафиновой нефти типа "Никифор Рогов" дедвейтом 12320 т (главный конструктор С.М. Стеркин). На Астраханском судостроительном заводе было построено 5 танкеров этой серии, причем, по условиям завода, сборка судна на стапеле производилась из двух половин с последующей стыковкой на плаву. Аналогичная технология была применена при строительстве танкеров типа "Великий Октябрь" на Керченском заводе "Залив".

В конце 60-х и начале 70-х годов ЦКБ спроектировало самое большое, из строившихся в стране, транспортное судно – крупнотоннажный танкер "Крым" дедвейтом 150 тыс. т (главный конструктор Н.Н. Родионов). Для комплектации нового танкера по заданию ЦКБ промышленностью страны было освоено ок. 100 единиц нового оборудования. Начиная с 1974 года Керченским заводом "Залив" было построено 6 судов этого типа. На судах впервые, еще задолго до принятия конвенции МАРПОЛ, было применено двойное дно.

Дальнейшим развитием проектирования танкеров являлся проект экологически чистого (двойные борта и дно) танкера типа "Победа" дедвейтом 68 тыс. т, разработанный в 1978 году (главный конструктор В.М. Ванурин). Головное судно этого проекта было построено в 1981 году на Керченском заводе "Залив". Всего было построено 17 танкеров этого типа из них 11 судов на экспорт.

В 1993 году в ЦКБ был спроектирован танкер-продуктовоз дедвейтом 7,0 тыс. т (главный конструктор Д.Г. Соколов). Танкер по этому проекту "Виктор Дубровский" был построен на Адмиралтейских верфях.

В 1997 году в бюро был спроектирован танкер ледового класса типа "Астрахань" дедвейтом ок. 20 тыс. т (главный конструктор В.М. Воробьев). Разработка рабочих чертежей и строительство серии из 5 судов было осуществлено на Адмиралтейских верфях.

Первыми послевоенными проектами сухогрузных судов были суда типа "Днепрогэс" дедвейтом 7250 т (главный конструктор К.И. Боханевич) и транспортные рефрижераторы типа "Актюбинск" дедвейтом 6040 т (главные конструкторы К.И. Боханевич, затем Н.Ф. Щукин). Шесть судов типа "Днепрогэс" были построены на Черноморском заводе, а на Балтийском 14 судов типа "Актюбинск".

Во второй половине 50-х годов был спроектирован производственно-транспортный рефрижератор "Севастополь" дедвейтом 4140 т (главный конструктор Н.Ф. Щукин). Шесть судов этого проекта были построены на Балтийском заводе.

Петр Семенович
Возный

Семен Андреевич
Никитенков

Под руководством главного конструктора П.С. Возного были спроектированы: пассажирское судно на 250 пассажиров типа "Киргизстан", лесовозы типа "Павлин Виноградов" дедвейтом 5620 т и типа "Вытегралес" дедвейтом 5700 т. Суда по этим проектам были построены на Ленинградском заводе им. А.А. Жданова (ныне "Северная верфь") (9 единиц), на Балтийском заводе (6 единиц) и на Северной верфи и Выборгском заводе (6 единиц) соответственно. Лесовозы типа "Вытегралес" отличались новыми, впервые примененными на них, лицензионными главными двигателями производства Брянского Машиностроительного завода.

В 60-х годах в ЦКБ был спроектирован универсальный сухогруз типа "50-летие Комсомола" дедвейтом 8230 т (главный конструктор С.А. Никитенков). Головное судно этого проекта было построено на Северной верфи в 1968 г. Всего было построено 36 судов этого типа.

Вадим Александрович
Мацкевич

В ЦКБ "Балтсудопроект" был разработан проект лесовоза типа "Пионер Москвы" дедвейтом 6190 т (главный конструктор В.А. Мацкевич), который стал базовым для целого ряда других проектов, таких как первые отечественные контейнеровозы типа "Сестрорецк" дедвейтом 5690 т и типа "Капитан Сахаров" дедвейтом 5720 т.

На базе этого же лесовоза в 1970 году был разработан проект универсального сухогрузного судна типа "Николай Жуков" дедвейтом 7750 т (главный конструктор В.М. Ванурин). Всего было построено 52 судна упомянутых типов на Выборгском заводе.

Борис Кириллович
Сидоров

В 1971 году бюро начало разработку проектов первых отечественных судов с горизонтальной грузообработкой типа Ро-Ро. Был разработан проект типа "Иван Скуридин" дедвейтом 4,6 тыс. т (главный конструктор Б.К. Сидоров). Первое судно этого типа было построено на Северной верфи в 1975 году. В дальнейшем было построено еще 13 судов этого типа и 8 судов с удлиненной цилиндрической вставкой типа "Шестидесятилетие СССР" дедвейтом 5500 т

В начале 80-х годов ЦКБ выполнило уникальный проект не имеющего аналогов в мире ледокольно-транспортного лихтеровоза с атомной энергетической установкой (главный конструктор Н.Н. Родионов). Лихтеровоз "Севморпуть" по этому проекту был построен в 1988 году на Керченском заводе "Залив".

В 1989 году на Северной верфи был построен ролкер нового поколения "С. Киров" дедвейтом 7070 т (главный конструктор В.А. Мацкевич), на котором впервые были решены вопросы обеспечения непотопляемости.

Алексей Алексеевич
Виноградов

В начале 90-х годов серия новых ролкеров типа "Кронштадт" дедвейтом 13480 т (главный конструктор В.А. Мацкевич) была построена на Балтийском заводе. В ЦКБ "Балтсудопроект" были спроектированы лесовозы-пакетовозы типа "Капитан Лусь" дедвейтом 4670 т и универсальные сухогрузы типа "Амур" дедвейтом 5295 т (главный конструктор А.А. Виноградов). Серия из пяти судов типа "Капитан Лусь" была построена на Выборгском заводе, а два судна типа "Амур" на заводе в Комсомольске-на-Амуре.

В 1966 году ЦКБ приступило к проектированию принципиально новых судов - судов обеспечения космических полетов. Так на базе строящихся лесовозов был спроектирован плавучий телеметрический комплекс типа "Селена" (главный конструктор П.С. Возный). По два судна этого типа было построено на заводе им. А.А. Жданова и Выборгском заводе соответственно.

Значительной работой этого периода было проектирование флагмана научно-исследовательского флота "Космонавт Юрий Гагарин" (главный конструктор Д.Г. Соколов). Судно было построено в 1971 году на Балтийском заводе. В 1974 году был разработан проект "Селена II" (главный конструктор Б.П. Ардашев). На заводе им. А.А. Жданова по этому проекту было построено 4 судна.

Конец 70-х и начало 80-х годов ознаменовались дальнейшим развитием направления проектирования сложнейших судов обеспечения космических программ. Примером стал спроектированный в ЦКБ корабль "Маршал Неделин" (главный конструктор Д.Г. Соколов), построенный в 1983 году на Адмиралтейском заводе, а несколько позднее (1989 г.) корабль "Маршал Крылов".

К новому поколению вспомогательных судов ВМФ можно отнести суда, построенные по проектам ЦКБ: танкеры снабжения типа "Борис Чиликин" и плавучей базы торпедных катеров (главный конструктор С.Н. Шумилов), водоналивного транспорта (главный конструктор А.Г. Луковский). Суда по этим проектам строились на Балтийском заводе (6 единиц), Черноморском заводе (2 единицы), Выборгском заводе (2 единицы) соответственно.

В начале 70-х годов были разработаны два проекта океанских спасателей мощностью 9 тыс. л.с. (главный конструктор П.С. Возный). На Адмиралтейском заводе по этим проектам было построено 4 судна, два для ВМФ и два для Минморфлота.

Евгений Сергеевич
Васильев

В 80-х годах под руководством главного конструктора В.А. Мацкевича были построены еще два судна для ВМФ. В ЦКБ были разработаны проекты морских буксиров-спасателей мощностью 3 тыс. л.с. для ВМФ, а также для МРХ и ММФ (главный конструктор Е.С. Васильев). Большинство судов по этим проектам строились на Ярославском заводе. Головные суда были сданы в 1972 и 1974 годах соответственно.

В 1976 году на базе лесовоза был разработан проект поисковообследовательского судна, оснащенного глубоководными аппаратами и оборудованием для поиска и обследования затонувших объектов (главный конструктор П.С. Возный).

В 1979 году под руководством главного конструктора В.С. Титова была выполнена модернизация этого проекта, по которому на Выборгском заводе было построено 4 судна. Головное судно этой серии "Михаил Рудницкий" принимало участие в поиске и обследовании затонувшей подводной лодки "Курск".

В 90-х годах в бюро был выполнен проект судна снабжения для Индии дедвейтом 28260 т (главный конструктор В.А. Мацкевич). Судно было построено на Адмиралтейском заводе в 1996 году.

Разразившийся в стране в начале 90-х годов экономический кризис повлиял также и на деятельность бюро. Практически прекратилось проектирование и строительство новых морских транспортных судов, научно-исследовательских судов, а также вспомогательных судов ВМФ. Было приостановлено строительство судов, создававшихся по проектам ЦКБ: на Северной верфи судно "Поволжье" (главный конструктор В.А. Мацкевич), на Адмиралтейском заводе судно "Академик Николай Пилюгин" (главный конструктор Б.П. Ардашев). Суда в большой степени готовности были проданы за рубеж для переоборудования.

Бюро испытывало большие сложности с загрузкой, вынуждено было проводить сокращение численности и в качестве организационной формы, обеспечивающей сохранение наиболее квалифицированной части коллектива, реализовать свое вхождение в состав ГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова на правах филиала. Это позволило организовать совместную работу с рядом отделений института, в сложных условиях выполнить ряд значительных работ по проектированию, строительству и переоборудованию (дооснащению) судов и сохранить кадры.

В 2000 году был выполнен технический проект буксира-кантовщика мощностью 2640 кВт для Санкт-Петербургского Портофлота (главный конструктор Ванурин В.М.).

В 2001 и 2002 годах были выполнены технические проекты танкеров усиленного ледового класса дедвейтом 63 тыс. т и ок. 70 тыс. т соответственно (главный конструктор А.А. Виноградов).

В 2003 году был выполнен технический проект буксира-кантовщика мощностью 4000 кВт для ЗАО "Морской портовый сервис" (главный конструктор Б.П. Ардашев, затем Е.С. Былинович).

В конце 2004 г. по этому проекту на Выборгском заводе был сдан головной буксир "Рюрик", и в начале 2005 г. второй буксир "Аскольд".

В 2005 году в бюро совместно с Балтийским заводом по заказу ФГУП "РОСМОРПОРТ" выполнен технический проект дизель-электрического ледокола мощностью 16 МВт для Финского залива (главный конструктор В.А. Мацкевич). В настоящее время идет его строительство. Новый ледокол предназначен для обеспечения проводок крупнотоннажных судов шириной 40-50 м в Финском заливе в зимний период, буксировки судов во льдах и на чистой воде, тушения пожаров на плавучих объектах и оказания помощи судам, терпящим бедствие.

За период с 1999 года по 2005 год в ЦКБ под руководством главных конструкторов Б.П. Ардашева, Е.С. Былиновича, А.А. Виноградова, В.А. Мацкевича были выполнены ряд предконтрактных проработок и проектов переоборудования (модернизации) судов. Это прежде всего предконтрактные проработки танкера дедвейтом 140 тыс. т, пассажирского парома для Балтики, высокоскоростного контейнеровоза, ро-ро для Кипрского заказчика, проекты переоборудования теплоходов "Амур", "Клавдия Еланская", "Экомар", ледоколов "Капитан Николаев" и "Владимир Игнатюк", буксиров, а также других судов.

При разработке новых проектов в ЦКБ постоянно совершенствовалась технология проектирования и постройки судов. Проводилась межпроектная и внутрипроектная унификация, практиковалось создание базовых проектов, проводилась автоматизация проектирования с помощью ЭВМ, разрабатывалась и внедрялась САПР, осуществлялось применение блочно-модульной технологии при разработке проектно-конструкторской документации.

В настоящее время совместно с Балтийским заводом специалисты ЦКБ участвуют в разработке рабочей конструкторско-технологической документации ледокола для Финского залива с использованием САПР NUPAS-CADMATIC. При разработке проектов ЦКБ тесно сотрудничало с заказчиками, научно-исследовательскими институтами, разработчиками и поставщиками судового оборудования и материалов, заводами-строителями.

Консультантами бюро являлись известные ученые в области судостроения: А.Н. Крылов, Ю.А. Шиманский, П.Ф. Папкович, В.Л. Поздюнин и многие другие. Ценнейшей основой ЦКБ и залогом успеха его работы всегда были конструкторские кадры, осуществлявшие работу под руководством опытных главных конструкторов, как отмеченных выше, так и многих других.

Начальниками бюро в разное время были: А.И. Маслов, А.М. Фокин, В.И. Могилевич, Н.П. Сытов, проработавший на этом посту 34 года, Н.Н. Родионов. В настоящее время бюро возглавляет В.Н. Киреев.

Главными инженерами были Н.Н. Исанин, Н.В. Голубев, Д.Г. Соколов, В.Н. Круглов. Значительный вклад в проектирование судов внесли руководители конструкторских подразделений М.Н. Вольфензон, В.И. Зинин, К.А. Зайцев, А.Г. Ильин, Н.Ф. Квашук, Ю.Н. Козлов, М.П. Ланговой, А.Н. Маломедов, Н.А. Перов, Л.Н. Соболев, А.Т. Соловьев, Е.И. Трапер, Е.Г. Фрид, Л.Б. Королицкий, А.Г. Новиков, Ю.И. Рябков и многие другие.

Николай Петрович Сытов -
начальник-главный конструктор ЦКБ,
руководитель бюро
с 1955 по 1989 г.г.

Работа руководства осуществлялась в тесном сотрудничестве с общественными организациями. Творческий труд конструкторов ЦКБ неоднократно отмечался государством. За большие успехи ЦКБ было награждено орденом Трудового Красного Знамени (1975 г.) и орденом Октябрьской революции (1985 г.). Начальник – Главный конструктор ЦКБ Н.П. Сытов был удостоен звания Героя Социалистического труда. Конструктора ЦКБ были удостоены Государственных наград и почетных званий.

Разрабатываемые ЦКБ проекты и ведущие конструкторские кадры были базой для выделения многих новых проектно-конструкторских организаций по отдельным направлениям техники судостроительной отрасли.

В настоящее время в инициативном порядке в ЦКБ разрабатываются несколько проектов, которые являются залогом перспективной загрузки бюро. В завершение следует отметить, что объем настоящей статьи позволил авторам рассмотреть и назвать только основные моменты истории ЦКБ "Балтсудопроект" за 80 лет своего развития. Более полно история бюро представлена в материалах музея ЦКБ "Балтсудопроект".



Почта Наверх Главная страница Карта сайта

Список
выступлений, интервью,
публикаций 

Публикации

Библиотека