![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]()
7 июня 2005 г. в Минпромэнерго РФ состоялось первое
рабочее обсуждение проекта Стратегии развития судпрома, в разработке
которого непосредственное участие принимал ЦНИИ имени академика А.
Н. Крылова. Тему комментирует научный руководитель – директор ЦНИИ им.ак.А.Н.Крылова, академик РАН РФ Валентин Пашин: – Решение о разработке стратегии развития судпрома было принято Морской коллегией при Правительстве РФ, Департаментом оборонно-промышленного комплекса и Управлением судостроительной промышленности Роспрома. Выполнение этой задачи было поручено нашему институту. К настоящему времени документ согласован ключевыми организациями отрасли, Минромэнерго и Роспромом и передан на рассмотрение в Минэкономразвития, Министерство финансов, Министерство обороны и в другие заинтересованные ведомства. – Валентин Михайлович, каковы цели и задачи Стратегии? – Необходимость разработки подобного документа обусловлена рядом негативных факторов и тенденций, наметившихся в отрасли в последние годы. Низкая загрузка основных производственных мощностей судостроительных заводов и верфей этому доказательство: в среднем около 30%. Для вывода отрасли из кризиса необходимо создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности. Совершенно очевидно, что конкурировать на международном рынке по всей номенклатуре судостроительной продукции невозможно, стратегией определена приоритетная "ниша" для развития российского судостроения. В первую очередь это наукоемкие производства. Проект стратегии опирается на долгосрочные планы в области военного кораблестроения и оценки потребности в судах и другой морской технике гражданского назначения. Важное место в проекте стратегии занимает совершенствование системы оборонного госзаказа и ВТС, а так же тема развития научно-технического потенциала. Стратегия предусматривает законодательное обеспечение равных с зарубежными верфями условий работы отечественных предприятий, структурные преобразования, модернизацию и техническое перевооружение отрасли, оптимизацию и развитие производственных мощностей. Последний пункт очень важен, учитывая, что сейчас существует очень много дублирующих друг друга производств, что приводит к распылению инвестиций и замедлению техперевооружения. – Каковы этапы реализации Стратегии? – Выделяются три этапа программного периода: ближний (2006-2008 гг), средний (2009-2015гг) и дальний (до 2030 г). Каждый этап имеет свою цель, критерии и ресурсное обеспечение. Главной целью первого этапа является стабилизация ситуации. Основные усилия буду направлены на законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития судостроения, оптимизацию производственных мощностей и создание интегрированных структур, разработку прорывных технологий и перспективных проектов кораблей и судов. Второй этап - период широкомасштабной модернизации и техперевооружения. Третий этап - переход к серийному строительству, в том числе крупнотоннажных кораблей и судов. Реализация стратегии позволит увеличить объем поставок продукции отечественной судостроительной промышленности к 2010 г. в 1,4 раза, к 2020-му - в 3,2 раза и к 2030-му - в 6 раз по сравнению с сегодняшним. Уровень загрузки предприятий к 2020 г. достигнет не менее 70%. – Создание интегрированных структур, холдингов предполагает объединение предприятий разных форм собственности? – Реформирование отрасли в ближайший период планируется осуществить путем формирования интегрированных структур на основе ведущих предприятий судпрома. Это могут быть как вертикально, так и горизонтально (по одному виду продукции) интегрированные структуры. Последний вариант применим, например, к судовому приборостроению и машиностроению. Предусматривается создание нескольких специализированных холдингов по надводному кораблестроению и судостроению, холдинга по подводному кораблестроению. Сколько именно будет создано интегрированных структур пока сказать не возможно. Пионерами этих преобразований стали около 20 предприятий приборо- и машиностроения. В настоящее время на их базе уже создаются 4 интегрированные структуры, объединяющие предприятия разных форм собственности. Созданию холдингов должно предшествовать акционирование ФГУПов, в том числе путем создания АО со 100-процентным государственным участием. Один из возможных вариантов интеграции предполагает создание Управляющих компаний. Объединение в холдинги коснется в основном крупных предприятий отрасли, мелкие госкомпании могут быть переведены из федерального подчинения на региональный уровень. Что касается "неприкасаемых" ФГУПов, то их число определяется вопросами обороны и обеспечения безопасности страны. – Как будет осуществляться финансирование программы? – Просто так намеченные мероприятия никто финансировать из бюджета не будет. Проект Стратегии предполагает использование реальных ресурсов в рамках действующих и разрабатываемых целевых программ, в частности "Федеральной государственной программы развития ОПК на период 2006-2010 гг", программы ВТС и др. Общая стоимость реализации Стратегии на период до 2015 г. оценивается в 200 млрд. рублей. На первом этапе доля бюджетного финансирования должна составить около 50%, затем этот показатель несколько снизится, а роль внебюджетного финансирования (средства инвесторов, кредиты, собственные средства предприятий) будет возрастать. Беседовала Наталья Соколова ![]()
|
|